Представление об информационных ресурсах
     В информационном обществе важно иметь представление о воз­можных информационных ресурсах.
     В словаре С. И. Ожегова поясняется, что ресурс — это запас, источник чего-нибудь. В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, извест­но несколько основных видов ресурсов, уже ставших классиче­скими экономическими категориями:
  • материальные ресурсы — совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта: сырье, материалы, топливо, энер­гия, полуфабрикаты, детали и т. д.;
  •  природные ресурсы — объекты, процессы, природные усло­вия, используемые обществом для удовлетворения материаль­ных и духовных потребностей людей;
  • трудовые ресурсы — люди, обладающие общеобразовательны­ми и профессиональными знаниями для работы в обществе;
  •  финансовые ресурсы — денежные средства, находящиеся в рас­поряжении государственной или коммерческой структуры;
  • энергетические ресурсы — носители энергии: уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т. д.
      Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы». В Федеральном за­коне «Об информации, информатизации и защите информации» это понятие определяется следующим образом.
Информационные ресурсы - это отдельные документы или массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т.д.
     Надо понимать, что документы и массивы документов, о которых говорится в этом законе, не су­ществуют сами по себе. В них в различных формах представлены знания, которыми обладали соз­давшие их люди. Таким образом, информационные ресурсы — это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.
   Информационные ресурсы общества, если их понимать как зна­ния, отчуждены от тех людей, которые их создавали, накапли­вали, обобщали и анализировали. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компью­терных программ, а также произведений искусства, литературы и науки.
     В настоящее время нет ясных рекомендаций относительно того, как осуществлять прогнозирование потребностей общества в ин­формационных ресурсах. Это снижает эффективность исполь­зования информационных ресурсов и приводит к увеличению продолжительности переходного периода от индустриального общества к информационному. Тем не менее информационные ресурсы признаются одним из важнейших видов ресурсов в лю­бой стране. В наиболее развитых странах они являются объек­том особого внимания.
   Так, например, в США действует специальная программа «Национальная информационная инфраструктура». Она долж­на обеспечить государственную поддержку производителей ин­формационных ресурсов, а также доступа к ним для любого пользователя. Главными приоритетами этой программы явля­ются:
  • государственные информационные ресурсы, создаваемые на основе правительственной информации;
  • библиотечные информационные ресурсы;
  • информационные ресурсы в сфере образования, здравоохране­ния и экологии.
     Аналогичная программа «Европейская информационная струк­тура» принята Европейским союзом.
   Информационные ресурсы страны, региона или организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, анало­гичные по значимости запасам материальных ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых.
Развитие мировых информационных ресурсов позволило:
  • превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;
  • сформировать мировой и внутригосударственный рынок ин­формационных услуг;
  • образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой до­ступ;
  • повысить обоснованность и оперативность принимаемых ре­шений в фирмах, банках, биржах, промышленности, тор­говле за счет своевременного использования необходимой ин­формации.
         Таким образом, главной целью государственной политики любой страны должно являться создание благоприятных усло­вий для создания информационных ресурсов.

Информационные услуги и продукты

    Информационные ресурсы являются основой для создания ин­формационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и вопло­щает его собственное представление о некотором объекте кон­кретной предметной области. Информационный продукт, яв­ляясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе в виде до­кументов, статей, обзоров, программ, книг и т. д.
Информационный продукт — это совокупность данных, сформиро­ванная производителем для ее распространения в материальной или в нематериальной форме.
    Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный или нематери­альный продукт, с помощью услуг.
Услуга — это результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребностей человека или организации.
 Информационная услуга — это получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.
    До недавнего времени основным местом сосредоточения зна­чительной части информационных ресурсов нашей страны явля­лись библиотеки. Перечислим основные виды информационных услуг, предоставляемые библиотечной сферой:
  • предоставление полных текстов документов, а также справок по их описанию и местонахождению;
  • результаты библиографического поиска и аналитической пе­реработки информации (справки, указатели, дайджесты, об­зоры и т. п.);
  •  результаты фактографического поиска и аналитической пере­работки информации (справки, таблицы, фирменное досье);
  • научно-техническая пропаганда и рекламная деятельность (выставки новых поступлений, научно-технические семина­ры, конференции и т. п.);
  • результаты информационного исследования (аналитические справки и обзоры, отчеты, рубрикаторы перспективных на­правлений, конъюктурные справки и т. д.).

     Информационные услуги воз­никают только при наличии баз данных в компьютерном или не­компьютерном варианте. Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими служ­бами. В них содержатся всевоз­можные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т. п. Базы дан­ных фактически существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях, хотя они и не назывались базами данных.
   С появлением компьютеров существенно увеличились объемы хранимых баз данных и, соответственно, расширился круг ин­формационных услуг.
   В настоящее время, когда идет интенсивная информатизация всех сторон жизнедеятельности общества, большое значение имеет дистанционный доступ к удаленным централизованным базам данных. И здесь огромную роль играет всемирная сеть Интернет и информационно-поисковые системы. Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает быст­рыми темпами и опережает все виды других услуг благодаря все большему числу пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей; высокой оперативности предоставления услуг; возможно­сти отказа от собственных информационных систем.
    Основным источником информации для информационного об­служивания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информа­ционных услуг, связи и отношения между ними, порядок и ус­ловия продажи и покупки информационных услуг.
    С середины 60-х до середины 70-х годов XX века в результате широкого внедрения компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы данных, содержащие раз­личные виды информации по всевозможным отраслям знаний. Начиная с середины 70-х годов, с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных, ведущим видом информаци­онных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных.
     С 80-х годов информационная индустрия приобретает все больший удельный вес и влияние на экономическую и социаль­ную жизнь общества.
    Совокупность средств, методов и условий, позволяющих ис­пользовать информационные ресурсы, составляет информацион­ный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть науч­но-исследовательских, учебных, административных, коммерче­ских и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной техноло­гии.
Контрольные вопросы и задания
Задания
1. Составьте классификацию информационных продуктов, ис­пользуемых в школе.
2. Составьте классификацию информационных услуг, предо­ставляемых школой.
3. Составьте классификацию информационных продуктов и услуг, предоставляемых крупной компанией, занимающейся произ­водством и распространением видеопродукции.
4. Используя возможности Интернета, создайте базу информа­ционных ресурсов по теме, которая наиболее вам интересна. Какие информационные услуги вы сможете оказывать после создания такой базы?
Контрольные вопросы
1. Что такое материальные ресурсы? Приведите примеры.
2. Что такое природные ресурсы? Приведите примеры.
3. Что такое трудовые ресурсы? Приведите примеры.
4. Что такое финансовые ресурсы? Приведите примеры.
5. Что такое энергетические ресурсы? Приведите примеры.
6. Что такое информационные ресурсы? Приведите примеры.
7. Почему информационные ресурсы играют важнейшую роль в развитии страны?
8. Почему информационные ресурсы причисляют к рангу стра­тегических ресурсов страны?
9. Как вы понимаете термин «отчужденность информации»?
10. Что такое «информационный продукт»? Приведите примеры.
11. Что входит в понятие «услуга»? Приведите примеры.
12. В чем отличие информационной услуги от обычной услуги?
13. Какие информационные услуги вы знаете?
14. Какова роль компьютерных баз данных в развитии информа­ционных ресурсов?
15. Что определяет информационный потенциал страны?

Меню сайта

Наш опрос

Какую роль в работе педагога выполняет личный сайт?
Всего ответов: 29

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Последние новости
Наш опрос
Какую роль в работе педагога выполняет личный сайт?
Всего ответов: 29
Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930