В словаре С. И. Ожегова поясняется, что ресурс — это запас, источник чего-нибудь. В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известно несколько основных видов ресурсов, уже ставших классическими экономическими категориями:
-
материальные ресурсы — совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта: сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т. д.;
-
природные ресурсы — объекты, процессы, природные условия, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;
-
трудовые ресурсы — люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе;
-
финансовые ресурсы — денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры;
-
энергетические ресурсы — носители энергии: уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т. д.
Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их создавали, накапливали, обобщали и анализировали. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы и науки.
В настоящее время нет ясных рекомендаций относительно того, как осуществлять прогнозирование потребностей общества в информационных ресурсах. Это снижает эффективность использования информационных ресурсов и приводит к увеличению продолжительности переходного периода от индустриального общества к информационному. Тем не менее информационные ресурсы признаются одним из важнейших видов ресурсов в любой стране. В наиболее развитых странах они являются объектом особого внимания.
Так, например, в США действует специальная программа «Национальная информационная инфраструктура». Она должна обеспечить государственную поддержку производителей информационных ресурсов, а также доступа к ним для любого пользователя. Главными приоритетами этой программы являются:
-
государственные информационные ресурсы, создаваемые на основе правительственной информации;
-
библиотечные информационные ресурсы;
-
информационные ресурсы в сфере образования, здравоохранения и экологии.
Информационные ресурсы страны, региона или организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам материальных ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых.
Развитие мировых информационных ресурсов позволило:
-
превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;
-
сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;
-
образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;
-
повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле за счет своевременного использования необходимой информации.
Таким образом, главной целью государственной политики любой страны должно являться создание благоприятных условий для создания информационных ресурсов.
Информационные услуги и продукты
-
предоставление полных текстов документов, а также справок по их описанию и местонахождению;
-
результаты библиографического поиска и аналитической переработки информации (справки, указатели, дайджесты, обзоры и т. п.);
-
результаты фактографического поиска и аналитической переработки информации (справки, таблицы, фирменное досье);
-
научно-техническая пропаганда и рекламная деятельность (выставки новых поступлений, научно-технические семинары, конференции и т. п.);
-
результаты информационного исследования (аналитические справки и обзоры, отчеты, рубрикаторы перспективных направлений, конъюктурные справки и т. д.).
Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте. Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими службами. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т. п. Базы данных фактически существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях, хотя они и не назывались базами данных.
С появлением компьютеров существенно увеличились объемы хранимых баз данных и, соответственно, расширился круг информационных услуг.
В настоящее время, когда идет интенсивная информатизация всех сторон жизнедеятельности общества, большое значение имеет дистанционный доступ к удаленным централизованным базам данных. И здесь огромную роль играет всемирная сеть Интернет и информационно-поисковые системы. Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает быстрыми темпами и опережает все виды других услуг благодаря все большему числу пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей; высокой оперативности предоставления услуг; возможности отказа от собственных информационных систем.
Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.
С середины 60-х до середины 70-х годов XX века в результате широкого внедрения компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы данных, содержащие различные виды информации по всевозможным отраслям знаний. Начиная с середины 70-х годов, с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных, ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных.
С 80-х годов информационная индустрия приобретает все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества.
Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.
Контрольные вопросы и задания
Задания
1. Составьте классификацию информационных продуктов, используемых в школе.
2. Составьте классификацию информационных услуг, предоставляемых школой.
3. Составьте классификацию информационных продуктов и услуг, предоставляемых крупной компанией, занимающейся производством и распространением видеопродукции.
4. Используя возможности Интернета, создайте базу информационных ресурсов по теме, которая наиболее вам интересна. Какие информационные услуги вы сможете оказывать после создания такой базы?
Контрольные вопросы
1. Что такое материальные ресурсы? Приведите примеры.
2. Что такое природные ресурсы? Приведите примеры.
3. Что такое трудовые ресурсы? Приведите примеры.
4. Что такое финансовые ресурсы? Приведите примеры.
5. Что такое энергетические ресурсы? Приведите примеры.
6. Что такое информационные ресурсы? Приведите примеры.
7. Почему информационные ресурсы играют важнейшую роль в развитии страны?
8. Почему информационные ресурсы причисляют к рангу стратегических ресурсов страны?
9. Как вы понимаете термин «отчужденность информации»?
10. Что такое «информационный продукт»? Приведите примеры.
11. Что входит в понятие «услуга»? Приведите примеры.
12. В чем отличие информационной услуги от обычной услуги?
13. Какие информационные услуги вы знаете?
14. Какова роль компьютерных баз данных в развитии информационных ресурсов?
15. Что определяет информационный потенциал страны?