Перед начальным профессиональным образованием стоит вопрос: «Как организовать учебный процесс таким образом, чтобы сформировать у учащихся активное отношение к учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности, исходя из позиции жизненного и профессионального самоопределения учащихся? Какие методы и приемы или технологии обучения могут оказать в этом отношении наиболее эффективное воздействие». Решить данные проблемы можно посредствам использования в обучении метода проектов. В 2008 году мною была определена следующая тема педагогического исследования: «Проектная деятельность учащихся на уроках информатики».
I этап – диагностический
Было предположено, что использование проектного метода в обучении позволит значительно повысить уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности, их толерантность,совершенствовать коммуникативные компетенции в целом, что подтверждается полученными результатами проведенного исследования.
Цель работы исследования: создать условия для формирования у учащихся навыков обработки и отображения профессионально важной информации с применением современных информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения информатики.
В ходе такой работы главной задачей становится  не усвоение готовых знаний, а творческая проработка и самостоятельное использование информации, развитие способности оценивать свою деятельность, что способствует формированию целостности, ответственности, развитию и обогащению собственного опыта.
Для определения эффективности поставленной цели были выбраны критерии оценки обученности учащихся:
  • Знание основных понятий по предмету
  • Умение выбирать программу для решения конкретной задачи
  • Создавать документы любой сложности
  • Умение представить свою работу используя средства информационной технологии.
II этап – подготовительный
В целях самообразования по выбранной теме была изучена литература:
·        Intel "Обучение для будущего" (при поддержке Microsoft): Учебное пособие. – 5-е издание, испр. – М.: Издательско-торговый дом "Русская редакция", 2006.
·        Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
·        Педагогические технологии обучения в условиях реализации государственного стандарта образования. Сб. Педагогические технологии. Физика. Информатика и ИКТ./ авт. сост. Ананичева С.В., Левицкова Л.А. Ульяновск.: УИПКПРО, 2007. 64стр.
·        Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Методическое пособие для учителя. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
·        Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
·        И.С. Сергеев «Как организовать проектную деятельность учащихся»
В настоящее время метод проектов активно внедряется в образовательный процесс. Опыт показывает, что данный метод является эффективным методом обучения.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться  в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Учебный проект с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Учебный проект – метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и её практическом достижении; самостоятельная продуктивная или исследовательская деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость. Основной тип учебного проекта – практико-ориентированный. Критерии оценки учебного проекта: актуальность и социальная значимость проблемы, на разрешение которой направлен проект; глубина изучения проблемы; наличие и качество практического результата, нацеленного на решение проблемы.
III этап – практический
 Проектную деятельность с учащимися провожу с профессиональной направленностью. Наиболее приемлемая для реализации таких задач форма урока – эвристическая беседа, беседа с элементами проблемно – поискового подхода, переходящая в дискуссию, которой способствует самостоятельный поиск информации из различных источников при работе над проектом. Подготовка проекта позволяет учащимся ответить на вопросы, которые сформулированы таким образом, чтобы они позволяли создавать ситуацию неожиданности, конфликта, предположения, опровержения.
Чтобы развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению информатики, свои уроки планирую таким образом, чтобы они способствовали  приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Это осуществляется с помощью проектной деятельности учащихся и создания проблемных ситуаций в обучении.
В процессе работы над темой самообразования мною были разработаны, апробированы и откорректированы, с учетом особенностей учащихся НПО, методические рекомендации по выполнению проектов. В ходе проектной деятельности были созданы следующие работы:
  • «Как найти свой стиль?» учащиеся по профессии: «Парикмахер», гр. 910
  • «Современная мода - зеркало прошлого» учащиеся по профессиям «Парикмахер», «Закройщик», гр. 910, 98, 83, 60/61
  • «Всемирная паутина» проекты разрабатывали учащиеся по профессии: «Радиомеханик», гр.82
 Применение метода проектов является поиском путей решения проблем, которые в рамках традиционно используемых методов обучения решить невозможно в связи с различным стартовым уровнем знаний и умений учащихся по информатике и ИКТ. Даже знания учащихся с высоким уровнем подготовки, как правило, не выстроены в логике курса и требуется идентификация пробелов в знаниях с последующей коррекцией.
Использование современных образовательных технологий дает возможность формировать у учащихся ключевые компетенции, такие как познавательная, коммуникативная, информационная компетенция,  умение работать по алгоритму, работа в команде, умение самостоятельно находить и обрабатывать информацию, критически мыслить, вести цивилизованную дискуссию, давать собственную оценку событиям, а также развитие творческого мышления, повышение эффективности обучения (развитие интеллекта учащихся и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке); осуществление индивидуального подхода в обучении (работать самостоятельно с оптимальной для себя скоростью).
Работая с учащимися во внеурочное время, активно внедряю в практику работы технологию проектного обучения, что позволяет расширить возможности учащихся по самостоятельному поиску и использованию информации.
 В рамках проектной методики учащиеся могут формироваться по группам, работать над собственным проектом индивидуально или разрабатывать проект в парах. Главная идея, заложенная в проектную деятельность, состоит в следующем: учащийся с большим увлечением выполняет только ту деятельность, которую выбрал  сам, и эта деятельность должна строиться не только  в рамках учебного предмета.  Поэтому проектный метод предполагает использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания.
Работа над проектами нравится учащимся они с большим удовольствием и энтузиазмом работают над ними, в результате чего было выполнено  большое количество интересных проектов, часть из них упоминалась ранее.
 Использование современных образовательных технологий приводит к тому, что уже нет «шаблонных» уроков, увеличивается индивидуализация и дифференциация обучения, занятия становятся более наглядными и интересными, рационально организуется учебная деятельность. Все это дает положительные результаты: происходит подготовка учащихся к жизни в условиях информационного общества, создаются условия для самореализации и значимости личности, повышается мотивация учебной деятельности, растет интерес учащихся к предмету и уровень качества знаний.
Показателями эффективности применения инновационных образовательных технологий в процессе обучения служат:
  • рост числа учащихся, выполняющих проекты с применением ИКТ;
  • высокий уровень заинтересованности учащихся в результатах проектной деятельности;
  • высокий уровень комфортности обучения.
Итоги использования информационных компьютерных технологий таковы: 
Доля учащихся  выполняющих проекты с применением ИКТ, в 2008-2009 году составляла 64%, в 2009-2010 году – 82%
В результате анкетирования учащихся выполняющих проекты с применением ИКТ уровень заинтересованности результатами проектной деятельности в 2008-2009 году составлял 68%, в 2009-2010 году – 91%
Из них уровень удовлетворенности  результатами проектной деятельности в 2008-2009 году составлял – 62%, в 2009-2010 году – 76%
 Современные образовательные технологии в сочетании с ИКТ позволяют мне развивать интерес к изучению информатики и достигать хороших результатов в обучении,  а также создавать благоприятный психологический климат в группе, ставить каждого учащегося в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности, избежать перегрузки при подготовке домашнего задания и на уроке.
Результаты применения проектной деятельности на уроках информатики

Проводимая мною работа  показывает, что повышается уровень заинтересованности учащихся в выполнении проектов, связанный с ожиданием получить положительный результат, что было достигнуто в 2008 – 2009 году, а в 2009 – 2010 году степень удовлетворения результатом работы чуть ниже заинтересованности, так как не все учащиеся смогли подойти со всей ответственностью к выполнению проекта. 
Меню сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 75

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Последние новости
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 75
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031